Данное занятие познакомит вас с понятием стресса и его видами; сформирует навыки распознавания разнообразных стрессовых состояний у себя и других людей; покажет, всегда ли стресс имеет только отрицательное значение; познакомить со способами преодоления стресса.
Здравствуйте, ребята. С каким настроением вы сегодня проснулись? Надеюсь, вас никто и ничто не расстроило?
Мы с вами живём в напряженное время и часто ощущаем на себе влияние стрессовых ситуаций. Уверена, что данное занятие будет не только познавательным, но ещё и интересным, а главное полезным. Итак, сегодня мы поговорим о стрессе.
Слово стресс произошло от англ. Stress – нажим, давление. Понятие стресс рассматривают как – реакцию человека, возникающую в ответ на сильное внешнее воздействие. Стресс приводит к эмоциональным изменениям, нарушениям поведения. Это любое более или менее выраженное напряжение организма, связанное с его жизнедеятельностью. И в этом качестве стресс – неотъемлемое проявление жизни.
Впервые стресс описал в 1936 году канадский физиолог Ганс Селье, как состояние характеризующееся ослаблением и нарушением функций организма.
«Люди не в состоянии избежать
стресса, а полная свобода от стресса
означает смерть»
Ганс Селье канадский физиолог.1936 год.
В своём развитии стресс проходит три стадии. Давайте рассмотрим их.
Например, вам сообщили о том, что сейчас вы будете писать контрольную работу в присутствии проверяющих. Вы испытываете тревогу, напряжение. Некоторые теряются, не могут собраться, иногда даже не понимают суть вопросов контрольной работы или вовсе не могут начать писать. Это первая стадия – стадия тревоги.
Но вот первая тревога прошла, и вы приступаете к выполнению задания. Ситуация продолжается оставаться напряжённой, сложной, но вы уже способны действовать достаточно эффективно, иногда даже более эффективно, чем в обычной ситуации. Ваш организм мобилизовал внутренние ресурсы и получил возможность сопротивляться стрессу. Это вторая стадия – стадия стабилизации. Однако на этой стадии из-за того, что организм работает очень напряжённо, на пределе своих возможностей, его ресурсы быстро расходуются.
Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, наступает третья стадия – стадия истощения.
Представьте себе ситуацию, что контрольные работы вы должны писать на каждом уроке в течение всего дня. Уже к концу этого дня вы почувствуете сильную усталость, ваша работоспособность снизится, внимание и память начнут изменять вам. Будет больше ошибок, а результат работы может стать безразличен. Организм использовал все ресурсы, и теперь может наступить его разрушение. На этой стадии у человека значительно ухудшается самочувствие, может нарушаться сон и аппетит, возрастает подверженность различным заболеваниям.
Изначально Г. Селье рассматривал стресс исключительно как разрушительное, негативное явление, но позже он пишет, «Стресс есть неспецифический ответ организма на любые предъявленные ему требования… С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации организма». Позднее он ввёл дополнительные определения стресса, связанные с природой его происхождения: эустресс и дистресс.
Эустресс - стресс, вызванный положительными эмоциями или несильный стресс, он как бы мобилизует организм. «Любая нормальная деятельность, - писал Г.Селье, - игра в шахматы и даже страстное объятие – может вызвать значительный стресс, не причинив никакого вреда.
Дистресс (отангл.distress- горе, бедствие расстройство) – негативный тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться. Он разрушает моральное здоровье человека и даже может привести к тяжёлым психическим заболеваниям.
Стресс является составной частью жизни каждого человека, его нельзя избежать так же, как еды или питья. Он создаёт «вкус к жизни».
Есть такая интересная сказка, может быть она вам знакома, но мне хочется в этой связи её вам рассказать. Она очень поучительная.
Как видим, стрессовые состояния существенно влияют на деятельность. Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. У одних людей наблюдается повышение активности, мобилизация сил, повышение эффективности деятельности. Это так называемый «стресс льва». Опасность как бы подстёгивает человека, заставляет его действовать смело и мужественно. У других людей стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение её эффективности, пассивность и общее торможение. Это «стресс кролика».
Что мы испытываем в момент стресса, и какими признаками стрессового состояния это сопровождается? Прежде всего, это психологические изменения, т.е. какие чувства мы испытываем. Это: тревога, страх, напряжение, неуверенность, растерянность, беззащитность, паника и другие. Эти изменения сопровождаются и физиологическими признаками, т.е. как наш организм может реагировать на стресс. Это бледность или краснота, учащение пульса, дрожь, потливость, сухость во рту, затруднение дыхания, расширение зрачков, мышечная скованность, трудности глотания, желудочный спазм и другое.
А сейчас мы предлагаем вам пройти тест на определение чувствительности к стрессу.
Тест: «Подвержены ли вы стрессу?»
https://onlinetestpad.com/hoatisxfzr7yg
Как же быть, если вы достаточно сильно подвержены стрессу?
Есть множество способов управления своим состоянием
!!!Ни в коем случае не ложитесь на диван, уставившись в потолок, и не предавайтесь размышлениям о том, что «жизнь кончена»!!!
Золотое правило при любом стрессе - физическая активность.
Многими исследованиями доказано, что физические упражнения снимают стресс, помогают избавиться от навязчивой тревожности и т. д.
Что еще может помочь при стрессе? Выбери для себя подходящий способ.
1.Умойтесь холодной водой. Выпейте воды или сока.
2. Найдите на теле напряженные мышцы и расслабьте их. Потрясите кистями, руками, ногами.
3.Сожмите кисти в кулак что есть силы и продержите их так 10 секунд. Сбросьте напряжение. То же самое проделайте с локтями, плечами, ногами, животом.
4.Вдохните животом и медленно выпускайте воздух. Мычите при этом, как будто вы стонете.
5. Переведите нервное напряжение в мускульное – пробегитесь и помашите руками.
6. Помассируйте тело – погладьте себя с ног до головы, похлопайте и пощипите руки, ноги, тело, разотрите шею.
7. Сделайте массаж лица и головы. Помассируйте мышцы радости, которые находятся в верхней части щёк.
8. Переключите внимание на посторонний объект. Это может быть блестящий шарик, на котором можно сконцентрировать своё внимание, или простая безделушка. Внимательно рассмотрите их. Постарайтесь найти в них что-то новое.
9.Нарисуйте вашу стрессовую ситуацию, как бы проживая её ёще раз. Это уменьшит значение события. Скажите себе: «Это не конец света! Мы ещё поживём! Бывало и хуже!
10. Выйдите на улицу и прогуляйтесь без спешки. Посидите в парке, рассматривая прохожих.
11. Закройте глаза. Мысленно представьте себе тихое место, в котором вам было хорошо и комфортно. Побудьте в нём несколько минут.
12. Послушайте любимую музыку.
13. Подумайте о ваших друзьях и близких, которые вас любят несмотря ни на что. Улыбнитесь им. Вы в полном порядке!
Обратите внимание, стресс – это нормальное явление нашей жизни. В определённых пределах стресс, безусловно, очень полезен. Он добавляет интерес к жизни, заставляет нас тянуть вверх, научиться справляться с тревогой на первой стадии развития стресса и, что особенно важно, не допускать доведения организма до стадии истощения. Стресс помогает быстрее думать и действовать более интенсивно, ощущать себя полезными и ценными, обладающими определённым смыслом в жизни и конкретными целями, к которым следует стремиться.
Запомни! Для профилактики стресса требуется: своевременное расслабление, отдых и восстановление сил, физическая активность, позволяющая получить разрядку, сбалансированное питание, обогащенное витаминами и минеральными веществами.
Надеюсь, что данное занятие вам понравилось, и оно было полезным.
Комментариев нет:
Отправить комментарий