На сегодняшний день большинство родителей стремится
развивать своё чадо со всех сторон. Этому способствует огромное количество
кружков и «развивашек» с самого раннего возраста. Однако, стремясь как можно
раньше отдать ребёнка на обучение чтению или иностранному языку, взрослые
оставляют без внимания один важный нюанс.
Ранний и дошкольный возраст – основа не только для
закладывания знаний и умений, но и становление эмоционально развитой эмпатичной
личности, способной понимать свои мысли и эмоции. В этой статье мы объясним,
почему так важно развивать эмоциональный интеллект ребёнка и как это сделать
правильно.
Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность отслеживать свои эмоции, а также эмоции
и чувства других людей, различать их и использовать для руководства своим
мышлением и действиями.
Именно такое определение впервые ввели Джон Майер и Питер
Сэловей в 1990 году в своей статье с одноимённым названием. Чуть позже
к команде присоединился Дэвид Карузо, который стал автором
единственного признанного научным сообществом теста для определения уровня ЭИ –
MSCEIT (The Mayer Salovey Caruso Emotional Intelligence Test).
Авторы выделили четыре составляющие ЭИ:
- восприятие — способность распознавать эмоции по мимике,
жестам, позе, поведению и голосу;
- понимание — знание, как определять причины
появления эмоции, устанавливать связь между эмоцией и мыслью;
- управление — умение подавлять, побуждать и
направлять эмоции;
- использование — активизация мозга с помощью эмоций.
В России знакомство с понятием произошло благодаря журналисту Дэниэлу
Гоулману, который в 1995 году опубликовал книгу «Эмоциональный интеллект»
(Emotional Intelligence (EI)). Он взял за основу концепцию Майера и Сэловея,
добавил собственное видение и использовал новый термин — Emotional Quotient
(EQ).
Посмотрите видео
Особенности эмоционального интеллекта детей
Особенности ЭИ младших школьников:
- непосредственны и откровенны;
- оптимистичны и позитивны;
- легко эмоционально отзываются на события;
- чувствуют страх в учёбе из-за нового опыта и
низких оценок;
- резко меняют эмоциональный настрой;
- незрело определяют свои и чужие чувства и эмоции.
Уже в этом возрасте детей можно разделить на три группы по эмоциональному
состоянию: дети с повышенной чувствительностью, эмоционально стабильные и дети
со слабым выражением эмоций.
Особенности ЭИ подростков:
· нестабильно проявляют эмоции и чувства, с
которыми не всегда могут совладать;
- осознают собственную исключительность и
неповторимость;
- противопоставляют себя окружающим, что приводит к
конфликтам;
- не понимают, что происходит с их эмоциональным
состоянием.
Зачем развивать
Эмоциональный интеллект стоит развивать ещё в дошкольном возрасте.
Родительские установки «не кричи», «не смейся так громко», «не злись» и им
подобные приводят к понижению ЭИ, так как родитель как бы запрещает ребёнку
чувствовать и проявлять эмоции.
Человек с высоким уровнем ЭИ способен находить общий язык с окружающими
людьми, внимательно относиться к своим и чужим проблемам, контролировать
эмоциональные реакции и стать в будущем востребованным специалистом на работе.
К таким людям чаще тянутся другие эмоционально незрелые сверстники. ЭИ тесно
связан с психологическим здоровьем — чем он выше, тем человек более уравновешен
и менее подвержен психосоматическим заболеваниям.
Зачем это детям:
- поможет в общении;
- повысит продуктивность в учёбе;
- научит контролировать себя и эмоции и разбираться
в людях;
- укрепит уверенность в себе;
- позволит быстро принимать решения.
В жизни ребёнка будут разные эмоции: негативные и позитивные. Родители
могут познакомить его с картой эмоций — кругом, где цветом и словами обозначена
каждая эмоция. Важно научить ребёнка правильно ей пользоваться. Для этого нужно
задавать вопрос самому себе: «Что я сейчас чувствую?» и искать подходящее
описание в круге. Так ребёнок сможет ориентироваться в своих эмоциональных
реакциях.
Определите уровень собственного эмоционального интеллекта
Основная ссылка:https://onlinetestpad.com/qcuydev435b3g
Игры на развитие ЭИ
Игры и упражнения могут стать лучшим вариантом для развития ЭИ. Задания не
должны казаться ребёнку полноценными занятиями.
«Кубик настроений»
Изготовьте картинки с изображением эмоций. Вы задаёте вопрос: «Какое у тебя
настроение?» или «Что ты чувствуешь, когда ссоришься с лучшей подругой?», а
ребёнок должен выбрать подходящую картинку и объяснить, что он чувствует и
почему.
«Зеркало»
Вы без слов показываете эмоцию с помощью мимики и жестов, а ребёнок
старается угадать. Затем нужно поменяться ролями. Можно играть не только вдвоём,
но и командами.
«Я радуюсь, когда...»
По очереди с ребёнком составляете список «Я радуюсь, когда...». Сюда можно
включить любые моменты от хорошей погоды до часовой беседы друг с другом.
Упражнения на работу с эмоциями
«Подушка злости»
Заведите подушку, которую можно бить, пинать и топтать при появлении
агрессии. Это позволит ребёнку выплёскивать негативные эмоции.
«Дневники добра»
Для отслеживания позитивных эмоций составьте:
- «Дневник побед», куда можно записывать что-то,
что удалось сделать впервые;
- «Дневник хорошего воспоминания», где хранятся
лучшие моменты каждого дня;
- «Дневник успеха», который помнит только хорошее.
После игр и упражнений повысится уровень эмоционального интеллекта, и
родители смогут наблюдать ребёнка, который:
- обладает богатым эмоциональным словарём;
- не стремится к совершенству и перфекционизму;
- не позволяет другим портить себе настроение;
- способен переключаться от негатива к позитиву;
- наслаждается своей жизнью и не залезает в чужую;
- умеет отказывать;
- может увлекаться делом и не ждать при этом
награды.
Развитием эмоционального интеллекта чаще всего занимается психолог. Правда,
это понятие ЭИ достаточно молодое: в России им стали интересоваться буквально
несколько лет назад. Поэтому, возможно, у вашего школьного психолога ещё не
было такой практики. Тогда вы можете взять эту функцию на себя или доверить её
профессионалам.
Какие книги можно почитать
Если интересная тема эмоционального интеллекта ребёнка:
- Джон Готтман, Джоан Декклер «Эмоциональный
интеллект ребёнка. Практическое руководство для родителей»;
- Анна Быкова «Как подружить детей с эмоциями.
Советы “ленивой мамы”».
Если хотите почитать с ребёнком:
- Седрик Рамадье «Моя книжка злится», «Моей книжке
страшно»;
- Жо Витек, Кристин Руссе «Большое маленькое
сердце»;
- Жаклин Крупи, Джен Портер, серия книг «Я такой
разный»;
- Корнелия Спилман «Когда я злюсь»;
- М. Лебедева «Радуюсь, злюсь, боюсь. Азбука
развития эмоций»;
- серии книг «Капризные сказки» и «Книга первых
чувств» издательства «Феникс-Премьер».
Комментариев нет:
Отправить комментарий